Икона из Кременчуга почти два века пряталась под другим ликом

Икона из Кременчуга почти два века пряталась под другим ликом

Икона из Кременчуга почти два века пряталась под другим ликом

На днях в Кременчуге показали икону «Коронование Пресвятой Богородицы», написанную в начале XIX века. Ее в краеведческом музее называют не иначе как чудом, говорят: необычный лик ждал своего времени долгие годы, а сейчас открылся людям, «попросив» реставратора из Харькова показать свою настоящую сущность. 

В Кременчугский краеведческий музей икона в числе прочих попала еще до его открытия, в 1971 году, когда краеведы только собирали экспозицию. Меценат, живущий в России, но родом из Кременчуга, подарил заведению 20 икон, среди которых был и образ Христа, называвшийся «Азм єсмь свєт міру». 

— Несколько лет к нам приезжала реставратор из Харькова. Осмотрев нашу коллекцию, сказала, что хотела бы восстановить несколько приглянувшихся ей икон, — вспоминает директор музея Алла Гайшинская. — Честно говоря, у нас не было опыта отдавать экспонаты реставраторам, поэтому процесс был не быстрым. Но реставратор прямо требовала эту икону обязательно. Я не выдержала и спросила, ну почему именно эту? У нас ведь столько интересных икон. Реставратор ответила, что это не она выбрала лик, а лик выбрал ее — он хочет открыться.

Интерес оправдался: мастер начала работать с иконой и обнаружила, что под ликом Христа скрывается другой — Богоматери. Оказалось, что под «Азм єсмь свєт міру» пряталась икона «Коронование Пресвятой Богородицы», датированная 1816 годом. Однако то, что поверх одной иконы нарисована другая, дело не уникальное, хоть и не широко распространенное.

— Написать икону было недешево, это требовало не только средств, но и подготовки. По истечении лет 80 она темнела, поскольку была покрыта олифой, но образ оставался. Расчищать верхний слой было дорого, да и реставрировать, как сейчас, еще не умели, поэтому бывало такое, что на одном образе писали другой, — объясняет Алла Павловна.

До того как попасть к коллекционеру, икона принадлежала семье, на жизнь которой выпало немало испытаний. Известно, что образ побывал на Соловках, на Урале, в Московской области, а благодаря коллекционеру смог вернуться домой.

— Он выкупил ее у какой-то женщины. Не думаю, что она называла имена. В те времена, даже несмотря на то, что людей реабилитировали, такую информацию старались скрывать, — говорит Гайшинская.

Дед предпоследней владелицы был родом из Кременчуга, в 30-х годах прошлого века по доносу был арестован и сослан на Соловки. Ему удалось выжить, и домой он вернулся с этим ликом. Меценат рассказывал сотрудникам музея, мол, мужчина часто говорил родным, что эта икона спасла ему жизнь. А через несколько недель после его освобождения началась война. Жена ссыльного  кременчужанина работала на заводе, который эвакуировали на Урал. Икону как оберег они взяли с собой. Назад не вернулись: мужчина сказал, что не хочет жить в одном городе с человеком, который на него донес. Уже после смерти деда семья пере­ехала в Московскую область. А постаревшая внучка, будучи человеком нерелигиозным, решила икону отдать коллекционеру.

Источник: https://kp.ua/life/653924-ykona-yz-kremenchuha-pochty-dva-veka-priatalas-pod-druhym-lykom